Имею ли я право сейчас на улыбку?
Могу ли я делиться радостью, когда вокруг так много боли? Так звучал вопрос одной из участниц терапевтической группы.
⠀
Улыбаться сейчас как-будто неуместно. Стыдно, неловко. Ловлю себя на сомнениях, когда выставляю фото, где улыбаюсь. Не тороплюсь это делать. Останавливаюсь, чтобы ещё раз взвесить, нормально ли это? А что подумают другие, которые сейчас страдают?
⠀
Не быть тронутыми такими переживаниями, сейчас практически невозможно. Мир со всем сторон сжимает. Отгородиться от огромного информационного потока сложно. Нам требуется много сил, чтобы выдерживать. Дать место улыбчивой лёгкости и игривости, трудно.
⠀
Так на нас влияет травма наблюдателя. Тихо, молчаливо, она сжимает внутри энергию. Смотреть на разрушения и видеть смерти, тяжело. Даже на расстоянии это давит тяжелым грузом. Знать об этом тяжело. Появляется чувство вины, за то, что мне сейчас хорошо и одновременно страх, что со мной может случиться подобное.
⠀
Но могу ли я быть виноват в том, что я живой? Нет. Могу ли я быть виноват, в том, что в большом мире, люди играют в игры, где убивают людей? Нет. В том, что в нем есть насилие? Нет.
Чувство вины многолико. Когда сейчас умирают люди мы чувствуем свою беспомощность. Когда мы не можем повлиять на ситуацию, бессилие.
⠀
Единственное, за что мы можем чувствовать свою вину, это за непринятие в себе своих потребностей и желаний. Те, которые в нас остаются. Даже, когда рядом летают снаряды.
⠀
Моя ответственность перед жизнью и собой - быть живым. Здесь и сейчас. Думаю это может быть вкладом в мир для мира. Жизни для жизни. Которая всегда сильнее наших травм.
И я уверена, если мы зададим этот вопрос самой жизни - имею ли я право сейчас на улыбку, она ответит - да….
В мою жизнь не вернулась игривая радость, но вернулась моя улыбка….
⠀
Я имею на неё право и вы тоже…. #житьвмире